РусскийБеларускiEnglish

 

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел по образованию Ганцевичского райисполкома

Государственное учреждение образования «Раздяловичская средняя школа»

 

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел по образованию Ганцевичского райисполкома

Государственное учреждение образования «Раздяловичская средняя школа»

 

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

Занятие с элементами тренинга с родителями и детьми

«Родители и дети:как стать друзьями»

                                                                          Кононович Е.Н., педагог-психолог

Цель: организация совместного диалога детей и родителей по решению актуальных проблем, гармонизация детско-родительских отношений, профилактика неблагополучного семейного взаимодействия.

Задачи:

  1. Ознакомление родителей с особенностями общения с детьми, с барьерами общения и негативными моделями семейного общения
  2. Обучение продуктивным стратегиям общения с ребенком
  3. Отработка эффективных способов взаимодействия с ребенком

Форма работы: групповая

Ход занятия

Упражнение 1.

«Приветствие». Мне хотелось бы сейчас услышать от вас, уважаемые родители, какие у вас ожидания, намерения, с которыми вы пришли на эту встречу.

(Каждый желающий – родитель, ребенок – высказываются).

Упражнение 2.

Следующее упражнение, которое предлагается родителям и детям: «Угадай, кто это?». Дети, закройте глаза, вам нужно встать в круг, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу. Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Желающие могут поделиться своими переживаниями.

Упражнение 3.

«Взрослый – ребенок». Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.

Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений… теперь вы – взрослые. Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди.… Теперь вы – дети. Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком. Высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то…», «Если бы я был ребенком, то…». Высказываемся по кругу.

Участники делятся своими мыслями.

Упражнение 4.

«Ситуация с контрольной».

Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является уже упомянутое в прошлом упражнении активное слушание.

Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – ребенок, ревниво отстаивающий свою точку зрения, много воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.

Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.

В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Разыграйте такую ситуацию (в парах).

Кто желает показать свою сценку? (2-3 пары).

Обсуждение.

Чтобы избежать конфликтной ситуации, целью родителя должна быть некритическая оценка происходящего, родитель должен использовать правила активного слушания:

  1. Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.
  2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
  3. Держать паузу, давая подростку паузу на обдумывание.
  4. Обозначать чувства, испытываемые подростком.

Упражнение 5.

«Ассоциации».

Каждый участник называет свои ассоциации на слово «Семья». Психолог записывает их на доске или на листе А4 и вешает на доску.

Проанализировать, сколько положительных слов и сколько отрицательных выписано.

Упражнение 6.

«Я давно хочу тебе сказать».

Это упражнение является завершением дружеской встречи.

Родители и дети сидят рядом в круге (лицом к лицу). Родитель сначала говорит своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать…» и завершают. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать…» (и завершает).

 

В завершении нашей встречи хотелось бы обратить ваше внимание на результаты применения активного слушания:

  1. Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.
  2. Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
  3. Подросток тоже начинает нас слышать и слушать.
  4. Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.

Рефлексия (10 мин).

Уважаемые родители! Дорогие ребята!

В завершении нашей встречи нам хотелось бы услышать от вас обратную связь:

- с каким настроением вы уходите;

- какой опыт получил каждый участник;

- оправдались ли ожидания

 

 

 

 

 

80164627459, «©Раздяловичская средняя школа, 2024», регистрационное свидетельство от 03.01.2017 №311/19-ИТ