РусскийБеларускiEnglish

 

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел по образованию Ганцевичского райисполкома

Государственное учреждение образования «Раздяловичская средняя школа»

 

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел по образованию Ганцевичского райисполкома

Государственное учреждение образования «Раздяловичская средняя школа»

 

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

Ошибки выбора профессии. Советы школьникам и их родителям.

Пока человек выберет профессию, по которой пойдет учиться может наломать очень много дров – маленьких, больших и не очень. Родители хотят, чтобы их ребенок как можно лучше устроился в жизни: приносила хороший заработок (может очень хорошо себя обеспечить), работу можно найти легко... Дети хотят найти себе профессию, которая была бы по душе. В некоторых случаях, молодые люди полагают, что главное для них – сделать карьеру, имеют завышенные денежные ожидания и совершенно недостаточную для работы квалификацию после окончания вуза, пренебрегая в данном случае началом работы в студенческие годы за мизерную зарплату и дополнительным обучением.

В статье был начат разговор о проблемах выбора про профессии и работе проводимой в рамках профориентации, говорили об этом подробно. Сейчас поговорим с вами об ошибках соврешаемых школьниками, советах по выбору профессии выпускникам и их родителям.

Помимо этого ошибочный выбор профессии связан с ориентацией на:

  • сиюминутные увлечения чем-либо в момент выбора (например, рисованием);
  • компанию сверстников и приятелей, иногда поступающих группами в один вуз;
  • категоричное мнение родителей и друзей;
  • неизменность избранной профессии;
  • на человека, олицетворяющего профессию, но не на саму профессию. Преуспевающий специалист обычно начинает восхождение с нижних ступеней;
  • предполагаемые (а не реальные) личностные и профессионально важные качества (ПВК), т.е. незнание или недооценка своих физических и психических особенностей и недостатков.

Подготовка подростков к предстоящему профессиональному выбору помогает избежать этих ошибок и не только определить вуз, в который выпускник собирается подавать документы, но сформировать положительную профессиональную мотивацию в избранной деятельности, являющуюся главным залогом того, что молодой человексумеет стать профессионалом.

Подросткам следует напоминать, что работать по избранной профессии в условиях конкуренции придется им самим, поэтому профессию следует выбирать в соответствии со своими интересами и предпочтениями.

Правильный и обоснованный выбор профессии предполагает учет, по крайней мере, четырех факторов:

  • своих индивидуальных особенностей;
  • конъюнктуры рынка труда, т.е. какие профессии востребованы в настоящий момент;
  • своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении;
  • мнения окружающих (родителей, учителей, друзей и др.) относительно предполагаемого выбора.

Как же выбрать профессию школьникам?

Можно предложить следующий алгоритм выбора профессии, максимально соответствующей желаниям и возможностям школьника:

  1. Познай себя и свои возможности (свои интересы, склонности, способности и др.). В данном случае можно пройти диагностику у психолога в школе, городского центра или специалистов Центра занятости населения.
  2. Составь список подходящих профессий и основные требования к ним. Читай профессиограммы профессий. В данном случае будет очень интересно прочесть еще статью Профориентация по книгам, где автор говорит о том, что профориентация по книгам может быть занимательной, интересной и увлекательной. И это не обязательно профессиограммы в чистом виде.
  3. Уясни конъюнктуру рынка труда, т.е. насколько и где востребованы данные профессии. В данном случае можно провести анализ источников в интернете и выяснить на консультации у специалистов в Центре занятости населения (в первую очередь это касается маленьких городов).
  4. Используй разнообразные источники информации о профессиях: книги, средства массовой информации (СМИ), кино, встречи с представителями данных профессий, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей в учебных заведениях и др.
  5. Сделай осознанный выбор и обсуди его дома, в классе, с приятелями, с врачом, представителями данной профессии и т.д.
  6. Определись с вузом или с сузом, где ты сможешь получить данную профессию.
  7. Посети психолога или консультанта по профессиональной ориентации в школе или городской службе, который проведет диагностику твоих особенностей, посоветует наиболее подходящие тебе профессии. Помимо этого подобную диагностику можно пройти у специалистов Центра занятости населения.

Все предыдущие советы можно совместить с известной многим схемой "Хочу. Могу. Надо".

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных качеств (ПВК) для этой работы: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает: он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо (хочу, могу и надо не совпадают и не пересекаются). Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они пока об этом не знают.

Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться (совпадают частично). Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между двумя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека (совпадают полностью) – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Помимо этого можно дать несколько советов:

  1. НЕ бойся перемен. С каждым годом количество новых профессий увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будь готов учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющийся, сделает тебя ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.
  2. НЕ думай только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.
  3. НЕ смотри только на внешнее проявление профессии. За легкостью сценического, кинематографического образа, не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.
  4. НЕ выбирай профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье. Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.
  5. НЕ бойся никакого своего решения. У тебя есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимай инструкции буквально, придумай свой творческий способ выбора профессии. Разработай собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.

 


 

 

 

 

80164627459, «©Раздяловичская средняя школа, 2024», регистрационное свидетельство от 03.01.2017 №311/19-ИТ