РусскийБеларускiEnglish

 

Министерство образования Республики Беларусь      

  Отдел по образованию  Ганцевичского райсполкома

Государственное учреждение образования "Раздяловичская средняя школа" 

 

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

                                                                                                                                                                                   Таблица 1                      

       Планирование профориентационной работы в начальной школе с учётом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.

         Профориентационная подцель этапа формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, развитие интереса к трудовой деятельности.

Основные компоненты

Сферы профориентации

Методы

Формы реализации

1

2

3

4

Профориентационная консультация

Сфера профессиональной информации

Справочно-информационные и групповые консультации

 

Профессиографические экскурсии на предприятия и в организации

 

1 класс

- Экскурсия по школе, встречи с техническими работниками, поварами, врачом, библиотекарем, знакомство с режимом работы щколы.

2 класс

- Экскурсия по ознакомлению с ближайшим окружением щколы: магазин, почта и др.

3 класс

-Целевые прогулки   в СПК «Возрождение»

 

4 класс

- Экскурсии в СПК «Возрождение»

Раздяловичское лесничество, животноводческий комплекс «Ясенево»

Социально – профессиональная адаптация

Сфера профессиональной самореализации

Формирование социально- профессиональной направленности к трудовой деятельности

1 класс

- Сюжетно-ролевые игры из внешкольной жизни детей: «Наш сад», «Ухаживаем за больной бабушкой» и др.

- Конкурс рисунков ко Дню 8-го Марта «Цветы любимой маме».

- Помощь учителю, воспитателю в оформлении классной комнаты к утренникам и праздникам.

2 класс

– Игры на профессиональные сюжеты: «Почта», «Магазин». «Стройка», «Парикмахерская» и т.п.

- Конкурс поделок «Волшебный конструктор».

- Рассказы учеников «Я расту помощником».

- Инсценировка белорусской народной сказки «Пшанічны каласок»

3 класс

– Игры на профессиональные сюжеты, развивающие у детей техническую смекалку: «Я— конструктор», «Я— дизайнер» и др.

– Ярмарки: «Завтрашних дел мастера», «Золотая осень»

– Рассказы учеников «Что я умею делать»

–Беседа по рисунку В.Хомченко «Солдатский ручеёк».

4 класс

- Занимательные подвижные игры, связанные с трудовой деятельностью людей: «Посадка и уборка картофеля», «Полное лукошко грибов»

- Заготовка природного и бросового материала для изготовления игрушек-самоделок.

- Изготовление игрушек-самоделок для детей детского сада ко Дню учителя.

- Оформление классной комнаты, озеленение территории школы.

- Конкурсы поделок, рисунков, художественной самодеятельности.

- Эстафета «Ловкие мастера»

Мотивационная сфера

Изучение и формирование социально и личностно значимых мотивов выбора профессии

1 класс

– Работа с альбомами для раскрашивания: «Наши профессии», «Догадайся и ответь» и пр.

- Игра - развлечение «карнавал профессий»

- Рассказы, беседы на темы: «Всякая вещь трудом создана», «Буду маме помогать, буду всюду убирать», «Про колосок и хлеба кусок», «У нас белоручек не любят нигде», «Что из чего делают».

 

2 класс

- Оформление альбома «Профессии наших родителей».

- Оформление альбома «Профессии наших родителей».

- Встречи с мастерами белорусского народного прикладного искусства.

- Цикл мероприятий « Как хлеб на стол пришёл»: экскурсия в поле, беседа по картине «Уборка урожая», встречи с хлеборобами, экскурсия в булочную.

- Разъяснение ученикам общественной значимости профессий по итогам проведенных игр на профессиональные сюжеты.

 

3 класс

- Диспут по результатам оформления альбома о профессиях родителей на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»,

- Беседа «Чем пахнут ремесла».

- Конкурс иллюстраций к рассказу В.Хомченко «Самы лепшы малюнак »,

____________________________4класс

- Рассказы детей о летних встречах с людьми разных профессий.

- Просмотр диафильмов о профессиях и обсуждение важности, общественной значимости данных профессий.

- Сочинение на тему «Что бы я хотел сделать для всех»,

 

Система профориентационной работы с родителями и педагогами

1, 2, 3, 4     классы

- Постоянно действующий семинар с педагогами: «Особенности психического и психофизического развития детей младшего школьного возраста»,

-Родительское собрание «Особенности формирования трудовых навыков в условиях семьи»,

- Родительский лекторий: «Проблемы адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в начальной школе»

 

 

Изучение и мониторинг профнамерений

1, 2, 3, 4 классы

- Профориентационная карта учащегося»

Сфера профессионального роста

Разработки и внедрение в образовательный процесс психолого-педагогических технологий

1, 2, 3, 4 классы

- Образовательная область «Технологии».

Система повышения квалификации специалистов

 

Учебный курс по основам выбора профессии

 

Профессио

нальный отбор (подбор)

Сфера согласования «человек - профессия»

Формирование индивидуального профессионального плана

 

Сбор и обобщение материалов о потребности регионов (города) в кадрах

 

Изучение состояния социально–производственной инфраструктуры региона и

страны

 

Сфера профессиональной самоактуализации

Индивидуальная работа по корректировке программы самоподготовки к избираемой профессии

 

 

Развитие и тренировка профессионально важных качеств, необходимых для овладения профессией

 

Индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии

1, 2, 3, 4 классы

- Индивидуальная беседа с учащимися.

- Индивидуальная работа с учащимися, имеющими дефекты физического развития.

Сфера профессиональных интересов

Развивающие профориентационные консультации

 

Организация общественно полезного производительного труда

1 класс

– Помощь учителю (воспитателю), помощнику воспитателя в уборке классного помещении.

- Изготовление подарков, сувениров.

2 класс

- Помощь в уборке классного помещения.

- Ознакомление с работами на пришкольном участке.

- Конкурс «Чья парта чище».

3 класс

- Весенние работы на пришкольном участке вместе с родителями.

- Дежурство по классу.

- Помощь школьной библиотеке по ремонту книг.

4 класс

- Помощь учителю в изготовлении наглядных пособий и раздаточного материала.

- дежурство по классу.

- Организация акции «Кормушка».

- Участие в работах по уборке пришкольного участка территории школы.

- Участие в работах на пришкольном садово-огородном участке.

 

 

Формирование познавательных интересов

1 класс

- Помощь ребенку по овладению в элементарной форме овладения стратегией познавательной деятельности (в соответствии с учебной программой) и выборе занятий по интересам.

- Конкурс на лучшую загадку (пословицу о труде).

- Обсуждение рассказа П.Мисько «Лясныя дарункі»

2 класс

- Организация клуба «Почемучек».

- Занятие «Из чего шьют одежду»

- Занимательные игры «Назови правильно», «Доктор для утюга».

- Выставка поделок из семян разных растений и другого природного материала.

3 класс

- Экскурсия в городской «Дом ремёсел».

- Конкурс на лучший рисунок о труде.

- Тематическая выставка детских поделок, посвящённая какой либо сфере трудовой деятельности («На ферме», «В ботаническом саду», «Кто работает в зоопарке», «Цирк», и др)

- Просмотр диафильма «Откуда стол пришёл»

4 класс

- Просмотр диафильма «Путешествие за книгой».

- Беседа «От дерева до книги»

- Экскурсия в городскую (школьную) детскую библиотеку.

- Беседа с учениками «Что можно узнать и чему научиться на каникулах».

- Конкурс загадок «Загадки на грядках».

Профессиональ

ное просвещение

Сфера профессиографии

Диагностическая профориентационная

консультация

 

Изучение степени профпригодности

 

Профессиоведение

 

 

Сфера мира профессий и профессионального труда

Профессиографические встречи, классные часы

1 класс

- Знакомство с профессиями   родителей   «Мамы всякие нужны, папы   всякие важны».

 

2 класс, 3 класс, 4класс.

- Рассказы о профессиях во время экскурсий, целевых прогулок, сюжетно – ролевых игр и игр на профессиональные сюжеты.

- Рассказы родителей «Почему я люблю свою профессию».

Кружки технического и художественного творчества

1 класс

- Кружки изобразительного творчества, лепки, народного и бального танца, детские музыкальные коллективы и студии.

2 класс

- Кружки изобразительного искусства, лепки, народного и бального танца, детские музыкальные коллективы и студии, театральный кружок: «Искусство общения».

3 класс

- Кружки изобразительного искусства, лепки, народного и бального танца, детские музыкальные коллективы и студии, театральный кружок: «Искусство общения», начальное техническое моделирование.

4 класс

- Кружки изобразительного искусства, лепки, народного и бального танца, детские музыкальные коллективы и студии, театральный кружок, кружок: «Искусство общения», начальное техническое моделирование, «Юный натуралист», «Рукодельница».

Дни открытых дверей

1 класс

- Дни открытых дверей «Здравствуй школа!»

 

2 класс

- Дни открытых дверей в художественных, спортивных школах

 

3 класс

- Дни открытых дверей в СЮТ, школах -студиях художественного творчества

 

4 класс

- Дни открытых дверей в Домах народного творчества.

Сфера индивидуально - личностных особенностей человека

Практика на производстве

 

Уроки технического и обслуживающего труда

1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс.

- Проведение уроков в соответствии с программными учебно – тематическими планами.

Формирующая профконсультация

 

 

Таблица 2

Принцип Планирования профориентационной работы с учащимися 5-7 классов с учётом возрастных и психовизиологических особенностей учащихся.

Профоринетационная подцель этапа -формирование мотивов, потребностей и интереса к общественно полезной трудовой деятельности.

 

Основные компоненты

Сферы профориентации

Методы

 

Формы реализации

1

2

3

4

Профори -

ентационная консультация

Сфера профес-сиональной информации

Справочно–информационные и групповые консультации

 

 

 

Профессиографи -

ческие экскурсии на предприятия в организации

5 класс

- Профессиографические экскурсии в Дом народного творчества г.Ганцевичи.

- Экскурсия в фотоателье.

6 класс

- Экскурсия в комбинат бытового обслуживания (парикмахерская, прачечная самообслуживания, химчистка, ремонт одежды)

- Экскурсия в ОАО «Модуль» г.Ганцевичи.

7 класс

- Экскурсия в типографию г. Ганцевичи.

- Экскурсия на экспериментальную базу НАН Беларуси «Журавинка»

- Экскурсия в банк.

Сфера профес-

сиональной компетентности

 

 

 

 

 

Сфера профес-сионального

Становления

 

Профессиональная проба

5, 6, 7 классы

- Проба сил в различных видах деятельности в соответствии с интересами

Социально-профессио-

нальная адаптация

 

Сфера профес-

сиональной

самореализации

 

 

 

 

Формирование социально-

профессиональной

направленности к

трудовой

деятельности

5 класс

- Операция «Скворечник».

- Экскурсия по предметным учебным кабинетам и мастерским школы.

- Изготовление сувениров и поздравление ветеранов Великой Отечественной войны.

- Организация социальных форм работы по оказанию помощи одиноким   престарелым людям.

6 класс

- Диспут «Делу время— потехе час».

- Социальная работа пооказанию помощи одиноким престарелым людям.

- Викторина по предметам.

- Беседа «Терпенье и труд все перетрут».

7 класс

- Социальная работа по оказанию помощи одиноким престарелым людям.

- Беседы «Учись учиться», «О рациональном использовании учебного времени»,

- Ремонт классной и школьной мебели.

- Оказание шефской помощи детскому саду.

- Участие в Акции «Мой чистый лес».

- Участие в работах по ремонту приборов из кабинетов физики, химии.

- Участие в сезонных сельскохозяйственных работах.

- Профориентационная игра «Необитаемый остров».

- Социальная работа по оказанию помощи одиноким престарелым людям.

 

Мотивационная сфера

Изучение и формирование социально и личностно значимых мотивов выбора профессии

5 класс

- Игра–конкурс с учениками и их родителями «Делать вместе – всегда интересней»

- Выставка «Умелые руки».

6 класс

- Конкурс «Сделай сам».

- Организация и проведение КВН «Если бы я был взрослым».

- Конкурс на знатока самых распространенных и самых редких профессий.

- Предметные олимпиады.

7 класс

- Конкурсы: «А ну-ка, мальчики!», «А ну–ка, девочки!».

- Предметные олимпиады.

- Занятия клуба «Эрудитов».

- Беседа «Новые грани рабочих профессий».

- Турнир знатоков строительных профессий.

- Предметные недели.

- Профориентационная игра «Пять проектов на будущее».

- Викторина «Кто знает больше медицинских профессий».

- Участие в школьных, районных, областных олимпиадах.

Система профоринтацион-

ной работы с родителями и педагогами

5, 6, 7 классы

- Родительский лекторий «Роля семьи в формировании положительного отношения к выбору профессии».

- Родительский лекторий «Кризисы подросткового возраста».

- Семинар-практикум для педагогов «Особенности изучения мотивационно-потребностной сферы подростка».

Изучение и мониторинг профнамерений

5, 6, 7 классы

- «Профориентационная карта учащегося»

 

Сфера профессионального роста

Разработка и внедрение в образовательный процесс психоло-

го-педагогичес-

ких технологий

5, 6, 7 классы

 

- Образовательная область «Технология».

Профессио -

нальный отбор (подбор)

Сфера согласования

«человек – профессия»

Изучение состояния социально–произ-

водственной

инфраструктуры региона и страны

5, 6, 7 классы

- Изучение состояния социально-производственной инфраструктуры в ходе проведения профессиографических экскурсий на предприятия.

- Оформление альбомов, стендов и витрин для классных профориентационных уголков или для школьного кабинета профориентации

Сфера профессиональ-

ной самоактуализации

Развитие и тренировка профессионально важных качеств, необходимых для овладения профессией

 

 

 

Индивидуальная работа с учащимися по

вопросам выбора профессии

5, 6, 7 классы

- Индивидуальные беседы классного руководителя и учителей-предметников.

7 класс

- Индивидуальные беседы классного руководителя и учителей - предметников.

- Индивидуальная беседа с психологом-профконсультантом в центре профориентации молодежи или со школьным педагогом–психологом.

 

Сфера профессиональных интересов

Организация общественно полезного труда.

 

5 класс

- Участие в сезонных работах на пришкольном садово–огородном участке.

- Сбор макулатуры.

- Участие в мероприятиях по уборке лесопарковых зон и территорий деревни.

- Участие в субботниках по уборке лесопарковых зон и территорий деревни.

6 класс

- Участие в сезонных работах на пришкольном садово–огородном участке.

- Участие в мероприятиях по уборке лесопарковых зон и территорий деревни.

- Участие в субботниках по уборке лесопарковых зон и территорий деревни

7 класс

- Сезонные сельхозработы.

- Участие в уборке территории школы, классной комнаты.

- Операция «Наш чистый лес» по очистке и охране природных ресурсов.

- Помощь в заготовке зимних кормов для птиц. Акция «Кормушка»

- Участие в мероприятиях по уборке лесопарковых зон и территорий деревни.

- Участие в субботниках по уборке лесопарковых зон и территорий деревни.

- Шефская помощь детскому саду по оформлению помещений к праздникам.

Формирование познавательных интересов

5 класс

- Классный час «Мои увлечения».

- Экскурсия в кондитерский цех кафе «Рамонак»

6 класс

- Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»

- Экскурсия на метеорологическую станцию «Кто делает прогноз погоды»

7 класс

- Турнир «Мы ищем таланты».

- Экскурсия на станцию технического обслуживания автомобилей «Где у машины сердце» г.Ганцевичи.

-Просмотр и обсуждение видеофильмов о профессиях на базе центра профессиональной ориентации молодежи.

- Беседа «Как рождается спектакль».

- Экскурсия в часовую мастерскую «Чтобы время не остановилось».

- Экскурсия в музей рыболовства д.Локтыши.

- Посещение выставок промышленных и продовольственных товаров.

 

Професси -

ональное просвещение

 

Сфера мира профессий и профессиональ-

ного труда

 

Профессиографи-

ческие встречи, классные часы

5 класс

- Профессиографические встречи с работниками труда сферы бытового обслуживания

- Встреча с работниками краеведческого музея г.Ганцевичи-

- Встреча со специалистом–экологом «Охрана природы нужна мне»

6 класс

- Профессиографическая встреча с агрономом СПК «Возрождение»

- Встреча с врачом–стоматологом «По следам Бленд-а-меда».

- Беседа со специалистом-энергетиком.

7 класс

- Классный час «Классификация профессий— карта в мире профессий»

- Профессиографическая встреча с главным зоотехником СПК «Возрождение»

- Социально-психологический тренинг.

 

Сфера индивидуально–личностных особенностей человека

Уроки технического и обслуживающего труда

- Проведение уроков в соответствии с учебными программами и планами.

 

 

Формирующая профконсультация

 

Таблица 3

 

         Планирование профориентационной работы с учащимися 8,9 классов с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся.

 

Профориентационная подцель этапа – развитие профессионального самосознания.

                                                                          

Основные компоненты

Сферы профориентации

Методы

Формы реализации

1

2

3

4

Профориента-

ционные консультации

Сферы профессиональной информации

Справочно-

информацион-

ные групповые

консультации

VIII, IX класс

  • Организация работы по информированию учащихся о формах получения профессионального образования в учебных заведениях разного типа.

 

Профессиогра-

фические экс-курсии на пред-

приятия и в организации

VIII класс

  • Профессиографические экскурсии на Ганцевичский хлебозавод и ГЛХУ.
  • Профессиографические экскурсии на ОАО «Рыбхоз Локтыши».

IX класс

  • Профессиографические экскурсии в Ганцевичский лесхоз.

Справочно-

информацион-ные   материалы

VIII класс, IX класс

 

  • Оформление стендов и уголков в школьном кабинете профессиональной ориентации.
  • Выпуск школьной газеты «Все работы хороши – выбирай на вкус».
  • Использование информационных листков и буклетов, выпущенных средними и высшими учебными заведениями, центром профессиональной ориентации молодёжи и службой занятости.
  • Получение справочно-информационных материалов во время проведения профессиографических экскурсий в Ганцевичский сельскохозяйственный лицей.
  • Работа со справочными материалами для поступающих в средние специальные и высшие учебные заведения.
  • Изучение материалов журнала «Репетитор»
  • Изучение материалов по выбору профессии, опубликованных в периодической печати.

 

Сфера профессиональной компетентности

Оценка способности сознательно выбирать профессию

IX класс

  • Учёт способности к самоанализу, самооценке и самоотношению (проводится школьным психологом).

 

Реализация профессиональ

IX класс

  • Анализ результатов поступления в

 

 

ных намерений

профессиональные учебные заведения, лицеи, а также результатов зачисления в 10 класс и трудоустройства.

  • Анализ результатов поступления в профессиональные, средние специальные и высшие учебные заведения.
  • Учёт и анализ результатов трудоустройства, а также случаев постановки на учёт в центрах занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сфера профессиональной самореализации

Профессиональная проба

VIII, IX класс

  • Профессиональная проба сил в различной

деятельности по пяти типам профессий: «Человек- человек», «Человек-знакомая система», «Человек-техника», «Человек – художественный образ», «Человек-природа».

Социально-профессиональная адаптация

Оценка результатов профессионального выбора

IX класс

  • Анализ профессионального выбора психологом, классным руководителем, родителями.
  • Анализ профессионального выбора специалистами центра профессиональной ориентации молодёжи.самоопределения.
  • Анализ профессионального выбора специалистами центра профессиональной ориентации молодёжи.
  • Профориентационная игра «Профконсультация».
  • Сбор сведений о результатах поступления в учебные заведения.

 

 

Контроль за трудоустрой-ством

IX класс

  • Контроль трудоустройства совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних.

Формирование социально – профессиональной направленности к трудовой деятельности

VIII класс

  • Профориентационная игра “Космическое путешествие».

IX класс

  • Проведение встреч с ведущими специалистами СПК «Возрождение».
  • Диспут « Нужны ли обществу Обломовы»
  • Беседа мастера производственного обучения « Долг, честь и достоинство рабочего человека».

 

 

Мотивационная сфера

Изучение и формирование социально и личностно значимых мотивов выбора профессии

VIII класс

  • Сочинение «Я проектирую своё будущее».
  • Беседа «Престижность профессии. Что это такое?»
  • Профориентационная игра «Ветеран-бездельник».

IX класс

  • Сочинение «Идеальная работа для меня».
  • Профориентационные игра «Ассоциации».
  • Беседа психолога «Чтобы труд приносил радость».
  • Диспут «Свобода и необходимость выбора жизненного пути».

 

 

 

 

Система профориента-ционной работы с родителями и педагогами

VIII класс

  • Родительские собрания «Роль родителей в подготовке учащихся к выбору профессии».
  • Семинар – практикум для педагогов «Методики изучения личности учащихся в профориентационных целях».

IX класс

  • Родительское собрание «Пути получения профессий. Профессии нашего села», Семинар – практикум для педагогов и психолога «Методика изучения личности учащихся в профориентационных целях».
  • Участие родителей в «Днях открытых дверей» различных профессиональных,учебных заведений.
  • Участие в общешкольной конференции «Семья. Школа. Выбор профессии».

Изучение и мониторинг профнамерений

VIII класс

  • Профессиональная карта учащегося.

IX класс

  • Профессиональная карта учащегося.
  • Работа по программе «Контингент-прогноз».
  • Учебный курс по основам выбора профессии.

Профессиональный отбор (подбор)

Сфера согласования «человек-профессия»

Формирование индивидуального профессио-нального плана

IX класс

  • Беседа « Как избежать ошибок при выборе профессии».
  • Встреча с врачом терапевтом (подростковым) «Здоровье и выбор профессии».
  • Встреча с психологом «Профессиональный план – предначертанность или рукотворность».
  • Классное собрание «Час вопросов и ответов».

Сбор и обобщение материалов о потребности региона в кадрах

VIII класс

  • Подготовка материалов из периодической печати о потребности региона в кадрах для школьного кабинета профориентации.

IX класс

  • Сбор материалов из периодической печати, информационных листков центров занятости для школьного кабинета профориентации.
  • Подготовка выступлений-докладов «Требуются. Требуются. Требуются», «Профессии, нужные селу».

Изучение состояния социально-производствен-ной инфраструк-туры региона и страны.

VIII, IX класс

  • Беседа со специалистом по экономическому развитию региона
  • Знакомство с материалами периодической печати.
  • Подготовка учащимися сообщений о состоянии социальной и производственной инфраструктуры региона.
  • Просмотр кино- и видеофильмов.

 

Сфера профессиональной самоактуализации

Индивидуаль-ная работа по корректировке программы самоподготовки к избранной профессии

 

 

 

 

 

 

 

VIII, IX класс

  • Индивидуальные беседы классного руководителя с учащимися.
  • Помощь школьного психолога по выработке корректировки (в случае необходимости) программы самоподготовки к избираемой профессии.
  • Самостоятельная работа с профессиограммами по изучению требований, предъявляемых выбранной профессией.
  • Просмотр профессиографических фильмов по избираемой профессии.

 

 

 

Сфера профессиональных интересов

Развивающие профориента-ционные консультации

VIII, IX класс

  • Использование специальных тестов, упражнений, заданий в ходе индивидуального консультирования             ( проводится школьным психологом).

Организация общественно полезного производительного труда

 

 

Формирование познавательных интересов

VIII, IX класс

  • Оказание помощи детям – инвалидам, обучающимся на дому.
  • Ремонт классных помещений.
  • Озеленение территории школы, деревни.
  • Сбор лекарственных трав.

 

VIII, IX класс

  • Участие в проведении КВН.
  • Участие в научно-практических конференциях.
  • Участие в районных и областных предметных олимпиадах.

 

Профессиональное просвещение

Сфера профессиографии

Диагности-ческая профориента-ционная консультация

IX класс

  • Изучение особенностей профессионально важных качеств с помощью специальных методик.

 

Профессио-ведение

VIII, IX классы

  • Профессиографическое исследование
  • Знакомство с профессиографическими материалами (профессиограммы, видеофильмы) в школьном кабинете профориентации
  • Конкурс на лучшее описание профессии

Сфера индивидуально- личностных особенностей человека

Профессиогра-фические встречи, классные часы

VIII, IX класс

  • Классные часы « Дело моего будущего».

«Классификация профессий- карта для ориентировки в мире профессий», «Как правильно выбирать профессию» и др.

  • Экскурсии на предприятия Ганцевщины.

 

 

 

 

Таблица 4

 

         Планирование профориентационной работы с учащимися 10, 11 классов с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся.                                                                      

Основные компоненты

Сферы профориентации

Методы

Формы реализации

1

2

3

4

Профориента-

ционные консультации

Сферы профессиональной информации

Справочно-

информацион-

ные групповые

консультации

X,XI класс

  • Организация работы по информированию учащихся о формах получения профессионального образования в учебных заведениях разного типа.
  • Участие в Днях информации, организуемых центрами занятости.
  • Тематические профконсультации.

Профессиогра-

фические экс-курсии на пред-

приятия и в организации

X класс

  • Организация и проведение экскурсий в районный Центр занятости населения

Справочно-

информацион-ные   материалы

X,XI класс

  • Оформление стендов и уголков в школьном кабинете профессиональной ориентации.
  • Выпуск школьных информационных бюллетеней «Компас профессий».
  • Использование информационных листков и буклетов, выпущенных средними и высшими учебными заведениями, центром профессиональной ориентации молодёжи и службой занятостию.
  • Получение справочно-информационных материалов во время проведения профессиографических экскурсий и «Дней открытых дверей»
  • Работа со справочными материалами для поступающих в средние специальные и высшие учебные заведения.
  • Изучение материалов по выбору профессии, опубликованных в периодической печати.
  • Самостоятельная работа по изучению профессиографических материалов центра профессиональной ориентации.
  • Получение информации в приёмных комиссиях учебных заведений.

 

Сфера профессиональной компетентности

Оценка способности сознательно выбирать профессию

X,XI класс

  • Изучение и анализ обоснованности профессионального плана.

 

Реализация профессиональных намерений

X класс

  • Учёт случаев поступления в средние специальные и профессиональные учебные заведения.
  • Анализ результатов поступления в профессиональные, средние специальные и высшие учебные заведения.
  • Учёт и анализ результатов трудоустройства, а также случаев постановки на учёт в центрах занятости.

 

Оценка способности к анализу профессии

X,XI класс

  • Учёт и анализ уровня сформированности способности к анализу профессии.

 

Профессиональная подготовка в системе профобразова-ния

X,XI класс

  • Осуществляется после окончания X или XI класса в случае поступления в профессиональные учебные заведения.

Социально- профессиональ-ная адаптация

Сфера профессиональной самореализации

Оценка результатов профессионального выбора

X класс

  • Анализ профессионального выбора психологом, мастером производственного обучения, классным руководителем, родителями.
  • Самоанализ результатов выбора профессии.

 

 

XI класс

  • Анализ профессионального выбора психологом, мастером производственного обучения, классным руководителем, родителями.
  • Анализ профессионального самоопределения.
  • Анализ профессионального выбора специалистами центра профессиональной ориентации молодёжи.
  • Профориентационная игра «Профконсультация».
  • Сбор сведений о результатах поступления в учебные заведения.

 

 

Контроль за трудоустрой-ством

X,XI класс

  • Сбор сведений о трудоустройстве.

Формирование социально – профессиональной направленности к трудовой деятельности

X класс

  • Всречи с сотрудниками центра занятости, кадровыми службами предприятий «Твоя профессиональная карьера»
  • Диспут «Обязательно ли быть студентом».

XI класс

  • Диспут « Лёгкий хлеб…»
  • Час вопросов и ответов (с участием специалистов различных областей знаний и видов деятельности).
  • Мероприятие «Есть такая профессия – Родину защищать».
  • Беседа с инспектором по делам несовершеннолетних «Моя милиция меня бережёт».
  • Просмотр и обсуждение профессиографических фильмов.

 

 

Мотивационная сфера

Изучение и формирование социально и личностно значимых мотивов выбора профессии

X класс

  • Сочинение «Какие свойства личности надо воспитывать в себе, чтобы стать хорошим специалистом».
  • Час откровенного разговора (проводит школьный психолог).
  • Организация и проведение КВН «Иван Васильевич Меняет профессию».

XI класс

  • Социологический опрос «Мотивы выбора профессии».
  • Профориентационные игры «Мозговой штурм», «Вертушка общения» и др.
  • Беседа психолога «Расскажи мне обо мне».
  • Социально-психологический тренинг

 

 

 

 

Система профориента-ционной работы с родителями и педагогами

X класс

  • Родительские собрания «Роль родителей в подготовке учащихся к выбору профессии», «Профессии, нужные селу», «Здоровье вашего ребёнка и его профессиональный план».
  • Семинар – практикум для педагогов и психологов «Методики изучения личности учащихся в профориентационных целях».

XI класс

  • Семинар – практикум для педагогов и психолога «Методика изучения личности учащихся в профориентационных целях».
  • Участие родителей в «Днях открытых дверей» профессиональных, средних и высших учебных заведений.
  • Участие в общешкольной конференции «Семья. Школа. Выбор профессии».
  • Родительское собрание «Условия приёма и прогнозируемая конкурсная ситуация в учебных заведениях региона».

Изучение и мониторинг профнамерений

X класс

  • Профессиональная карта учащегося.

XI класс

  • Профессиональная карта учащегося.

Профессиональный отбор (подбор)

Сфера согласования «человек-профессия»

Формирование индивидуального профессио-нального плана

X,XI класс

  • Беседа « Мои действия в случае неудачи на вступительных экзаменах».
  • Классное собрание «Как решить задачу о выборе профессии».

Сбор и обобщение материалов о потребности региона в кадрах

X класс

  • Подготовка материалов из периодической печати о потребности региона в кадрах для школьного кабинета профориентации.

XI класс

  • Сбор материалов из периодической печати, информационных листков центров занятости для школьного кабинета профориентации.

Сфера профессиональной самоактуализации

Индивидуальная работа по корректировке программы самоподготовки к избранной профессии

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии

X,XI класс

  • Самостоятельная работа учащихся с психолого-педагогической литературой по проблеме самовоспитания, самоподготовке.
  • Помощь классного руководителя, школьного психолога по выработке корректировки (в случае необходимости) программы самоподготовки к избираемой профессии.
  • Психологическая подготовка учащихся к самоанализу.
  • Просмотр профессиографических фильмов по избираемой профессии.

X,XI класс

  • Индивидуальная работа классного руководителя, педагогов, школьного психолога и социального педагога с учащимися.

 

 

 

Сфера профессиональных интересов

Развивающие профориента-ционные консультации

X,XI класс

  • Использование специальных тестов, упражнений, заданий в ходе индивидуального консультирования               ( проводится школьным психологом).

Организация общественно полезного производительного труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование познавательных интересов

X класс

  • Оказание помощи детям – инвалидам, обучающимся на дому.
  • Ремонт классных помещений.
  • Озеленение территории школы, деревни.
  • Участие в субботниках.

XI класс

  • Акция «Рука друга» (работа с детьми-инвалидами).
  • Организация и проведение акции «На память школе».
  • Посадка деревьев на аллее выпускников.
  • Участие в мероприятиях по уборке и озеленению территории деревни.

X,XI класс

  • Занятия в предметных факультативах и секциях на базе школы.
  • Участие в научно-практических конференциях.
  • Участие в районных и областных предметных олимпиадах.

 

Профессиональное просвещение

Сфера профессиографии

Диагности-ческая профориента-ционная консультация

X,XI класс

  • Использование специальных методик и тестов по изучению психологических и психофизиологических особенностей личности ( проводится школьным психологом).

Изучение степени профпригодно-сти

X,XI класс

  • Изучение уровня сформированности профессионально важных качеств при помощи специальных методик и тестов.

Профессио-ведение

X,XI класс

  • Знакомство с профессиографическими материалами (профессиограммы, видеофильмы) в школьном кабинете профориентации

Сфера индивидуально- личностных особенностей человека

Формирующая профконсультация

X,XI класс

  • Работа по развитию временной перспективы, формирование жизненных профессиональных планов.
  • Обсуждение результатов психологического обследования личности учащегося.
  • Анализ профессионального плана.
  • Выработка запасных вариантов (проводится школьным психологом).

 

 

 

 

 

Отдел по образованию Ганцевичского райисполкома         

 

801646 44238, «© Раздяловичская средняя школа, 2019» , регистрационное свидетельство от 03.01.2017 №311/19-ИТ