Министерство образования Республики Беларусь

Отдел по образованию Ганцевичского райисполкома

Государственное учреждение образования «Раздяловичская средняя школа»

 

 

 

Меню раздзелу

 

 

 

 

 

статыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

 

Устный журнал «Хвала рукам, что пахнут хлебом»

 

   Задачи: раскрыть творческие моменты, красоту и романтику труда  людей на селе;                                                                                                 воспитать чувство хозяина своей земли, непримиримое отношение к расточительности;                                                                                     прививать культуру потребления хлеба.

Ход подготовки.

1. Пригласить гостей (знатных хлеборобов, механизаторов, людей, чьи профессии связаны с производством хлеба).                                                                                      Предложить им включить в свой рассказ ответы на следующие вопросы:                   Чем отличается труд земледельца от труда людей других профессий?                               В чем проявляется мужество хлебороба?                                                                                  Какие знания и умения нужны, чтобы выращивать хлеб?                                                                             С чего начинается уважительное отношение к хлебу?                                                                   Как ребята могут включиться в общую заботу о хлебе?

 

2. Подготовить выступления учащихся на темы:                                                          

«Хлеб в судьбе белорусского человека»,                                                                                      

«За что мы ценим хлеб».

 

3. Оформить выставку репродукций картин художников на тему:                                          « Хлеб. Мир. Счастье ».                                                                                                

( Е. А. Львов. «Молотьба в колхозе»; Т. Н. Яблонская. «Хлеб»; О. М. Минасян «На току»; В. А. Родионов «Жатва»; А. А. Мыльников «На мирных полях»; А. Пластов «Жатва», «Сенокос», «Ужин трактористов»; М. Савицкий «Хлеб», «Зерно» и др.).    

 

4.  Выпустить газету под названием «Его Величество хлеб».

 

5. Создать в классе Пост бережливых. Провести рейд в школьную столовую, проследить за отношением ребят к хлебу и другим продуктам питания.

 

6. Подготовить литературно- музыкальную композицию на тему                                     «Слава рукам золотым!»

 

7. Предложить учащимся принять участие в конкурсе «Что можно сделать из черствого хлеба?»

8. Написать плакаты с призывами и высказываниями:

«Береги хлеб – богатство нашей страны!»

«Никогда не бросай хлеб!»

«Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума» (К. А. Тимирязев).

«Служить земле, умножению богатств хлебного поля – одно из самых благородных и прекрасных дел» (Т. С. Мальцев).

 

1-я страница.                               У народа есть слова:

                                                      «Хлеб – всей жизни голова».

Вступительное слово ведущего.

 

Хлеб. Труд. Родина… Эти понятия не разделимы. Человек стал истинным тружени-ком и обрел уверенность в завтрашнем дне, когда стал пахать, сеять, жать. Беларусь начиналась с зерна, брошенного в землю. Крепла и становилась державой наша Родина силой сеятеля. Наша родословная – от земли. Мы должны об этом помнить.

Во все века хлеб был главным в судьбе человека.

 

Проводится обзор картин, представленных на выставке.

Выступления учеников-экскурсоводов.

 

Выступления учащихся на темы: «Хлеб в судьбе белорусского человека»,   «За что мы ценим хлеб?».

2-я страница

Литературно-музыкальная композиция на тему                                

               «Слава рукам золотым»

                                                          Слава тем, кто хлеб растил,-

                                                             Не жалел трудов и сил!

                                   Притча о хлебе и путнике

 

Однажды в город путник шел,                       Что где-то брошенный лежит

Умаялся немного                                               На тропке за поляной.

И стал ворчать – мол, хлеб тяжел,

Им взятый на дорогу.                                       Вздремнул хитрец, чтоб в тишине

                                                                             Забыть про голодуху,

А хлеб ему ответил так,                                     А все ж увидел и во сне

Услышав речь пустую:                                      Хрустящую краюху.

«Не ты несешь меня, чудак,

Всю жизнь тебя несу я».                                   Без ужина, как говорят,

                                                                             Не спится, не лежится.

«Ну что ж, посмотрим, кто кого»,-                   Не возвратиться ли назад

Сказал сердитый дядя.                                       И с другом помириться?

Хлеб из мешка из своего

Он вытряхнул не глядя.                                     Хоть уморился он в пути,

                                                                              Побрел под звездным небом,

И налегке пошел вперед,                                   Надеясь тропку ту найти,

Свои растравив плечи.                                       Где он расстался с хлебом.

Но закатился день. И вот

Стал надвигаться вечер.                                     Ох как же радовался он,

                                                                             Вернув свою утрату,

Почуял путник аппетит                                    И хлебу черному поклон

И вспомнил хлеб духмяный,                              Отвесил, словно брату.

 

Младшие школьники проводят инсценировку «Праздник урожая»

 

Ведущий:             К ребятам на машине

                            Каравай приехал ныне.

                             Пышной коркой похрустим,

                             Всех на свете угостим.

                             В круг вставай, Каравай,

                             Кого хочешь – выбирай!

Каравай:                Пекаря!

                             Он не грел на печке бок –

                             Каравай ребятам пек.

                             В печь – перепелкой,

                             Из печи – коростелкой.

                              Пекарь, с нами поиграй,

                             Кого хочешь – выбирай!

 

Пекарь:                   Мельника!

                             Не молол он чепуху,

                             Он смолол зерно в муку.

                             Мельник, с нами поиграй,

                             Кого хочешь – выбирай!

 

Мельник:               Хлебопашца!

                             Он в тенечке не лежал,

                             А хлеба растил и жал.

                             Хлебопашец, в круг вставай,

                             Кого хочешь – выбирай!

 

Хлебопашец:         Рабочего!

                             Он приехал к нам с дарами –

                             С тягачами-трактарами.

                             Мы работы не стыдились,

                               Мы работаю гордились.

                               А награда – урожай.

                               Всех на праздник приглашай!

 

Ведущий вместе с Пекарем, Мельником, Хлебопашцем, Рабочим:

            

              Слава урожаю                           Слава, слава

               В закромах!                               Дружным рукам!

               Слава караваю                           Слава, слава

               На столах!                                  Труженикам!

 

 

 

Девочки в национальных костюмах вносят на вышитом полотенце каравай хлеба – древний и вечный символ гостеприимства, доброго расположения.

        

Звучит величальная хлебу.  

 

     На земле без хлеба                                  Как земли хозяин

     Сильному не жить.                                   Хлеб в руках держи.

     В небо не подняться,                               Каждой крошкой хлеба крепче дорожи.

     По морю не плыть.                                 Этим хлебом мы живем,

     Этим хлебом мы живем,                         Славу хлебу мы поем.

     Славу хлебу мы поем,                             Слава хлебу народному.

     Слава хлебу, слава хлеборобу,               Слава хлебу, слава хлеборобу!

     Слава людям и всему народу.               Слава людям и всему народу!  

 

Выступление гостей – людей самых различных профессий, связанных с производством хлеба.

 

3-я страница.                 Хлеб – золото высшей пробы, умей его беречь.

 

Звучат стихи.

                                            О хлебе

 

Из руин седых и хмурых,                             Говорим мы, берегите,

Точность вечность сторожит,                     Берегите хлеб родной.

Черных зерен Карменблура

В чашке горсточка лежит.                            Берегите каждый колос

                                                                       Наших радостных полей.

То сожженная пшеница                               Словно песен тихий голос

Из подвалов крепостных,                            Громкой родины своей!

Сквозь века ей поле снится,

Где серпа размах затих:                               Не хотим мы видеть черных

                                                                       Зерен, выжженных войной,

И теперь в юдоли бледной,                         Пусть сияет нам узорный

В этой комнате простой,                               Золотистых волн прибой.

Стала песней и легендой

Зерен черной наготой.                                   Не мечтаем мы о чуде,

                                                                       К нам полей живая речь:

Зерна наших дней, светитесь                       «Берегите хлеб, вы, люди,

Позолотою резной.                                         Научитесь хлеб беречь!»              

                                                                                         Н. Тихонов.

 

(Карменблур (Кармир-Блур) – холм на окраине Еревана, где велись археологические раскопки древнего государства Урарту. Здесь при раскопках Урартской крепости Тейшебаини были найдены зернохранилища).

 

 

 

 

                                        Хлеб

 

Трудно родится хлеб.                   В сутки лишь горсть зерна,

Трудно хлеб достается.                 Триста граммов надежды.

Тот, кто душою слеп,

Может быть, усмехнется.             Бабушка нам пекла

                                                         Хлеб из скупой пшеницы.

Исподтишка над тем,

Как я с достатком в доме               Жизнь, что давно прошла,

Хлеб суеверно ем,                          В сердце мое стучится.

Крошки собрав в ладони.

                                                           Хлеб нас от смерти спас.

Это живет во мне                             Он и сейчас бессмертен.

Память о той войне.

                                                          Все настоящее в нас

Горькие времена!                             Этою мерой мерьте.

Худенький мальчик, где ж ты?

                                                                     А. Дементьев.

 

Ведущий:

Хлеб – достояние народа, обилие хлеба – один из признаков величия и могущества Родины. Традиционным в народе было бережное отношение к хлебу. «Кто бросит хлеб, будет проклят людьми», - таково народное поверье.

Читается (в сокращении) рассказ А. Дударева «Циничный профиль».

 

«…Весть о том, что Гришку-Богатыря (так его прозвали за худобу и тонкие ноги) берут в кино, разлетелась по деревне…Гришкин авторитет за один вечер сразу вырос…

Ночью плохо спалось. Несколько раз он просыпался, светил фонариком, глядел на часы. А когда серый рассвет заплыл через щели… вскочил, оделся и, не заходя в хату, направился к Барсуковскому лесу…

Разговор с толстяком, который вчера в столовой пригласил его сюда, Гришку разочаровал.

- Пришел? – суетливо ткнул тот пухлую руку. Хорошо… Начнем примерно через час… Слушай свою задачу и подумай… Вон видишь воз? – режиссер показал рукой на старую разломанную телегу, что приволокли, наверное, с фермы.

- Ну?

- Понимаешь, сорок первый год. Война. Уходит от немцев одна белорусская семья… Мать и двое ребятишек… Ну, а тут самолеты, бомбы… Одним словом, погибли… И вот в кадре этот разбитый воз. Нехитрый скарб разбросан по дороге. Чугунки, миски, одежда, подушка… И в пыли валяется каравай хлеба… Знаешь, такой вот… деревенский, круглый, большущий… И тут приходит фашист… Это ты, значит… Фанаберистый, надменный… Так вот, - толстяк немного вытянулся и стал щуриться, аккурат как Гришка перед зеркалом. – Словом победитель… Прошел, раз-другой взглянул на все это… Брезгливо, цинично… Ногой отфутболил каравай и пошел дальше… Вот твоя задача.

- И все? – не поверил Гришка».

 

Ведущий на этом месте прерывает чтение рассказа и задает учащимся вопросы: сумеет ли Гришка сыграть эту роль? По силам ли ему окажется задача, поставленная режиссером?

 

«…Подъехал «газик». Рыжий ассистент Коля привез одинокую старую бабку Ахремиху. Она одна в деревне пекла хлеб… Бабка вышла из машины, держа перед собой свежий, еще теплый каравай, завернутый в чистый, белый ручник. Вчера целый день готовила тесто, утром натопила печь, испекла.. Специально для кино. Когда ассистент явился за хлебом, бабка не отдала ему. Повезла каравай сама, чтоб вручить «самому главному».

Режиссер покрутил хлеб в руках. Каравай аж блестел под солнцем коричневой, темной коркой. Он поднес его к лицу и , закрыв глаза, умиленно вздохнул:

- Ну и аромат! Коля, посмотри, какая красота…

Съемка началась…Затаив дыхание, за Гришкой следили все, кто только пришел. Вот он остановил-ся около испеченного бабкой Ахремихой каравая… Стал и не шелохнется…

- Ну! – не вытерпел режиссер. – Чего остолбенел?

Вздрогнув, хлопец оглянулся.

- Стоп, стоп! –замахал руками режиссер. – Запороли… Что у тебя там случилось?.. На кой черт на хлеб вылупился? Ногой его и дальше…

- Я сделаю, сделаю… - захлопал он из-под каски глазами. – Только это…Давайте еще раз…

И снова Гришка потопал по дороге, посмотрел на телегу, на солнце, подошел к караваю… При-остановился, неловко крякнул… Едва махнул ногой, быстро отошел прочь…

- Промахнулся я … Простите. Если можно еще… Давайте..

На третьем дубле случилось неожиданное. Не дойдя до хлеба шага два, Гришка вдруг резко махнул рукой, повернулся и пошкандыбал к палаткам, снимая на ходу горячую каску…»

 

Ведущий прерывает рассказ и задает вопросы: почему не состоялся дебют Гришки в кино? Что могло повлиять на Гришкино решение не участвовать в съемке этой сцены?

 

« - Ты что делаешь?! – забыв крикнуть свое «стоп», бросился за ним режиссер. –Это еще что за выходки? Пижон!

- Не могу я! – ударил себя в грудь Гришка, - НЕ могу! Это же хлеб… А не лепеха от скотины!.. Хле-еб!.. Как же его ногой!..»

 

Вопросы учащимся: прав ли режиссер, упрекая Гришку в срыве съемок? Как бы вы поступили на месте Гришки?

 

Далее учитель может рассказать историю жизни бабушки, которая испекла хлеб. Муж Ахремихи погиб в отряде, в войну, а трое деток умерли от голода. За одну зиму она похоронила и мужа и детей. И с этого времени хлебу молится вместо образов.

 

Ученик читает отрывок из стихотворения П. Бровки «Еще раз о хлебе».

                       Эй, ты, попирающий корку ногою,

                      Ты топчешь достоинство наше людское.

                       Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

                       Земле, на которой родился и рос.

 

Выступление учащихся – членов Поста бережливых об отношении детей к хлебу и другим продуктам питания.

                               И если примечу кусок в небреженье –

                               В грязи придорожной, в подножной пыли,

                               То самое первое сердца движенье –

                               Поднять и спасти это чудо земли.

                                                            Е. Благинина.

 

 

 

 

4- я страница.

                           Свежей выпечки

 

               С пылу,                                         Спасибо сердечное,

               С жару,                                        Поклон особый

               С поду,                                         Тебе, моя сельщина,

               С ходу -                                        Вам хлеборобы!

               Свежей выпечки

              Хлеб народу.                              Из вашей муки

                                                                    Калачи продаются

               Будто свадебные,                         И в домах пирожки

               Пудовые                                      Жарятся

               Пироги подовые,                        И пекутся –

               Пышки и плюшки,                       С грибами,

               Батоны и сдобы,                           С морковью,

              Бублики и сушки -                     С капустой –

              Разламывай,                                   Чудо!

              Пробуй!                                           А главное – с любовью.

                                                                          А главное – повсюду.

               Из муки мелкомолотой,

               Чисто просеянной                          

               Шаньги желтые,                             Ешьте на здоровье,

               Будто листья осенние.                   Добрые люди!  

 

Конкурс «Что можно сделать из черствого хлеба?»

 

Учащиеся предлагают блюда из черствого хлеба собственного приготовления, рассказывают их рецепты.

 

Жюри (родители, гости) дегустируют изделия, присуждают призы юным кулинарам.

Звучит «Песенка о хлебе», сл. П. Кагановой, муз. Витлина.

 

1. Сеют в поле зерна раннею весною,                     3. И зерно в амбары

       А над ними светит солнышко родное,                   Потечет рекою.

       А над ними светит солнышко родное.                   И его машины сделают мукою.

2. На ветру веселом                                                   4. На заводе пекарь

   Зашумят колосья,                                                       Хлеб печет с любовью.

   Будет урожайной золотая осень.                               Скажет всем ребятам: «Ешьте на здоровье!»