Поведение ребенка | Цель, которую неосознанно преследует ребенок | Обычная реакция взрослых | Ответ ребенка на реакцию взрослого | Оптимальная реакция родителя |
Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается и др. | Стремление привлечь к себе внимание. | Обращает внимание на ребенка, раздражается, наказывает. | На время прекращает, потом продолжает такое же поведение. | Игнорирование. Обратить внимание, когда ведет себя хорошо. Задать вопрос: «Может быть ты хочешь что-то сказать мне?», «Может быть ты хочешь, чтобы я обратил(а) на тебя внимание?» |
Отказывается делать то, что от него хотят. | Показать, что имеет власть над другими. | Пытается «сломать» ребенка своей властью, заставляет сделать по-своему. | Усиливает неповиновение, упрямится. | Избегать борьбы за власть, выполнить поручение вместе с ребенком, объяснить ему, что все имеют определенные обязанности. |
Вредит и портит вещи, может оскорбить. | Отомстить за что-то, взять реванш за прошлые упущения. | Настраиваются на ребенка как на подлого вредителя, наказывают с применением физического наказания. | Чувствует себя оскорбленным, стремиться отплатить еще и за это наказание. | Не показывать свой гнев и обиду. Лишить ребенка возможности пользоваться этими вещами, объяснив его неумением ценить вещи. |
Не хочет проявлять самостоятельность, требует помощи во всем. | Показать свою неспособность и неадекватность. | Соглашается с тем, что ребенок «ничего не умеет», выполняет работу за него с причитаниями. | Ребенок ничему не учится, получает подтверждение своей беспомощности. | Поддержать ребенка, показать, как правильно выполнять то или иное поручение, оказать помощь и вместе с ребенком выполнить работу. В конце, похвалить его за упорство. |